Рассказ про сок из «саратовской Швейцарии»

История о том, как молодой фермер Константин Чикобава сделал из нескольких яблоневых садов предприятие, выпускающее до 5 тонн натуральной продукции в сутки.

История торговой марки «Хвалынский сад» началась в 2012 году, когда молодой и энергичный фермер Константин Чикобава решил восстановить работу многочисленных подсобных и фермерских хозяйств, оставшихся в Хвалынском районе Саратовской области после развала крепкого и большого совхоза. 90-е годы выдались нелёгкими – десятки гектар плодородных земель оказались никому не нужны.

Крестьянско-фермерское хозяйство Константина Чикобавы сегодня — это 15 га плодоносящих и 60 га молодых садов, в которых зреют вкусные и сочные яблоки различных сортов: «беркутовское», «северный синап», «лигол», «хани крипс», «мальт богаевский». Половина из них оснащена системой капельного полива. Два гектара в хозяйстве занимают вишневые деревья.

В Хвалынском районе — уникальный микроклимат. Яблоневые и вишневые сады находятся рядом с селом Подлесное. В двух шагах — национальный парк, особая природоохранная зона, чистейший воздух. С рельефом тоже повезло — деревья растут в ложбине, которая надёжно защищает их от холодных ветров. Это идеальная среда для выращивания плодовых культур, а местные называют окрестные сады «саратовской Швейцарией». Средняя урожайность яблок здесь — более 20 тонн с гектара.

Оборудование — своими руками

В 2013 году в молодом хозяйстве появилось австрийское оборудование фирмы Voran, рассчитанное на малые фермерские хозяйства. Производственная линия состоит из мойки, дробилки, ленточного пресса, выжимателя, накопительных емкостей, пастеризатора и системы розлива. Затраты на оборудование превысили 5 млн рублей — сумма складывалась из личных сбережений и кредитов. Часть вложений удалось вернуть с помощью государственных субсидий, которые компенсируют около трети всех расходов на закладку новых насаждений.

Некоторые элементы оборудования по-настоящему уникальны. Например, транспортеры и приспособления для сбора отработанного жмыха были разработаны местными умельцами и сделаны прямо на предприятии. Такой подход для хозяйства — это и существенная экономия, и возможность полностью адаптировать оборудование под производственный процесс.

В КФХ Константина Чикобавы трудятся несколько десятков человек. Внедрен производственный контроль с элементами ХАССП (система контроля качества пищевой продукции — прим.ред), который гарантирует качество выпускаемой продукции и её полное соответствие самым жёстким стандартам европейского уровня.

Новые технологии, профессионализм и ответственность работников, а также натуральное, собственноручно выращенное экологически чистое сырье — всё это позволяет производить до 500 литров натурального сока в час. Каждые сутки из цеха розлива отгружается до пяти тонн готовой продукции. Также с 2017 года компания «Хвалынские сады» производит ягодные морсы прямого отжима: клюквенный, облепиховый, ежевичный, смородиновый, брусничный, черничный, вишнёвый.

Скромно, неброско, с акцентом на качестве

Рассказывая о работе своего фермерского хозяйства, Константин Чикобава неоднократно подчеркивает, что выпускаемый компанией «Хвалынские сады» сок делается по старым, проверенным «бабушкиным» рецептам. Никаких искусственных консервантов не применяется — за консервацию отвечают натуральные кислоты.

В производстве используются яблоки ранних и поздних сортов, а неповторимый вкус и аромат букету придает сорт «антоновка», отличающийся изысканной кислинкой. Сам процесс выглядит так: яблоки дробятся, полученное пюре попадает в ленточный пресс и отжимается, а свежевыжатый сок пастеризуется при температуре 80 °С, откуда поступает в разливочный аппарат. Такая технология позволяет сохранять все полезные вещества, что делает хвалынские соки особенно популярными у поклонников здорового питания. Срок годности сока — один год, при вскрытой таре — до 30 дней.

Привлекает внимание и оригинальная упаковка — сок разливается в пакеты, снабженные пластмассовыми кранами. Пакеты, в свою очередь, помещаются в крафтовую картонную коробку. Дизайн упаковки Константин Чикобава разрабатывал лично: хотел сделать всё неброско и сдержанно, акцентировать внимание покупателей не на ярких логотипах и кричащих слоганах, а на качестве продукции. И такой подход полностью себя оправдал — на коробке нет никаких мелких шрифтов, сносок и «звёздочек». Написано просто и понятно: «яблочный сок прямого отжима, неосветленный, без добавления сахара».

Окно в Европу

Сегодня продукция компании «Хвалынские сады» успешно продаётся не только в магазинах Саратовской области, но и в столичных супермаркетах. До розничных точек сок доставляется транспортными компаниями, заказы на отгрузку поступают напрямую от сетевиков. Заказать хвалынские яблоки, соки и морсы, можно и через сайт — интернет-магазин удобен как для розничных, так и для оптовых покупателей.

Большая мечта Константина Чикобавы — объединить всех фермеров, которые выращивают яблоки и ягоды, наладить масштабное производство натуральных и вкусных овощей и фруктов, подарить новую жизнь плодородным землям Саратовской области, а в перспективе — вывести продукцию компании «Хвалынские сады» на международный рынок. Фермер уверен: всё это лишь вопрос времени.

За семь лет Константин Чикобава превратил несколько запустевших яблоневых садов в одно из самых крепких и масштабных фермерских хозяйств региона, а выпускаемая им продукция пользуется активным спросом не только на малой родине, но и в столице. С таким «заделом» мечта об «окне в Европу» очень скоро может стать реальностью.


6
Комментарии: 0