В России начался эксперимент по маркировке воды

С 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года в России пройдет эксперимент по маркировке минеральной воды. Её задача — узнать, насколько эффективной окажется подобная мера в борьбе с фальсификацией.



Идея маркировки воды появилась в 2019 году. Изначально её высказали в Минкавказе, в Минпромторге, а после уже и директор «Ростеха» Сергей Чемезов поддержал задумку. По его словам, в отдельных регионах России количество поддельной воды составляет почти 80%, а маркировка поможет бороться с фальсификатом.


По мнению инициатора, обязательная маркировка поможет различить различные виды питьевой воды и побороть её подпольное изготовление. Аналогичная практика уже вводится для молока и для вина, о котором мы рассказывали отдельно. Предложение поддержало правительство, Роспотребнадзор и несколько крупных производителей воды.


По своей сути, маркировка будет указывать производителя воды и подтверждать соответствие продукции определенным качествам. В эксперименты маркировка будет только одна: код 2201 ТН ВЭД ЕАЭС — «воды натуральные и искусственные минеральные, в том числе газированные, лед и снег без сахара и добавок»


Схема работы, размещенная на официальном сайте ЦРПТ


В эксперименте будут участвовать несколько крупных производителей воды: USM Алишера Усманова, «Автоматика» («Ростех»), «Элвис-Плюс групп». Оператором эксперимента выступит Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).


На данный момент саму маркировку только подготавливают — Минпромторг и Минсельхоз должны до 15 июля разработать и утвердить методические рекомендации и увидеть их на бутылках можно будет ближе к августу. По этой причине, пока не до конца понятно, что будет из себя представлять маркировка, но предположения уже есть.


Скорее всего, маркировка будет похожа на QR-код, который можно будет отсканировать с кассового аппарата или даже телефона. Схожий код уже есть на алкогольной продукции, однако его разработкой и внедрением занимались не ЦРПТ, а ЕГАИС.


Несмотря на то, что для алкогольной продукции отчетность значительно жестче из-за акцизного контроля, механизм будет похожим. При этом, возникают вопросы — будет ли при этом контролироваться продажа воды и не приведет ли это к разделению маркированной и обычной воды на полках?

Кроме этого, многие производители воды жалуются на то, что для введения системы маркировки потребуются колоссальные вложения денежных средств — некоторые из них называют суммы в 50 млрд рублей. И даже если они и окажутся ниже, то лягут они скорее всего на производителей, которые могут начать повышать розничную стоимость воды.

3
база знаний
Комментарии: 0